22.01.2019   ·   Статьи и новости   ·   Пока нет комментариев

Ходунки — польза или вред?

ХодункиОчень часто на приеме у детского ортопеда родители  задают нам вопрос: «Можно ли использовать ходунки?». И хотя в медицине в целом, и в ортопедии, в частности, существует много тем для споров между врачами, но что касается использования ходунков, прыгунков и т.п. приспособлений, ортопеды всего мира давно пришли к однозначному ответу — ходунки приносят гораздо больше вреда, чем пользы.

Обучение, начало ходьбы — это очень важный этап для любого ребенка, и это прекрасно понимают и родители — ведь одной из самых значимых вех развития малыша, наряду с первым словом, первой улыбкой, первым «гуканьем», являются и первые шаги, которым радуются, о которых помнят и стараются запечатлеть на фото и видео. Однако для того, чтобы ребенок начал устойчиво ходить, в его организме должна произойти огромная трансформация от лежащего до прямоходящего человечка. И в этой трансформации задействован целый спектр органов и систем — от мозга и вестибулярного аппарата, до костей и мышц. Причем, весь этот процесс должен проходить естественно, можно сказать «природно» и постепенно — именно тогда все органы и системы маленького человечка смогут правильно подготовиться, развиться и «созреть» для перехода к этапу ходьбы.

Так почему же на этом этапе нельзя использовать ходунки? Ведь казалось бы, помещая малыша в это приспособление мы помогаем ему становиться на ноги. На самом деле все с точностью наоборот.

Детские ходунки нельзя использовать потому, что:

  • Значительно тормозится естественное развитие вестибулярного аппарата, отвечающего за чувство равновесия и положения в пространстве. В ходунках ребенок зафиксирован и он не упадет, что вредно. Для естественного и гармоничного развития малыша очень важным является формирования чувства равновесия. Для этого кроха вначале учится сидеть, потом ползать, потом становиться с поддержкой и наконец делает первые самостоятельные шаги. Использование ходунков лишает организм возможности самообучиться, как бы пропуская важные этапы.
  • Ребенок не учится инстинкту самосохранения, т.к. ходунки не дают ему упасть и создают ложное чувство безопасности. В то же время падение малыша — это естественный процесс обучения ходьбе, своеобразная «настройка» вестибулярного аппарата и родителям не стоит переживать, глядя как их кроха встает и падает «на попу». Костно-мышечная система детей очень «мягкая» и «гибкая», природа уже предусмотрела механизмы защиты от травм. Поэтому дети в процессе обучения ходьбе могут и должны падать — это естественный процесс, очень важный для формирования вестибулярного аппарата и развития чувства самосохранения.
  • Высокий риск травм — своеобразное продолжение предыдущего пункта. В ходунках ребенок зафиксирован, наличие колесиков позволяет ему развивать большую скорость и без последствий врезаться в препятствия. Это тоже очень плохо. Во первых, ребенок в ходунках начисто лишен чувства страха — у него просто нет такого опыта, тогда как малыши,развивающиеся без приспособлений, знают, что такое стены, дверной косяк, углы. Они уже «набили шишки» и имеют опыт, который в дальнейшем позволяет значительно снизить риск травмирования в естественной жизни. Для примера, неоднократно на приемах мы наблюдали, как дети на полном ходу врезались в стол, в дверной косяк — в подавляющем большинстве случаев эти малыши долгое время находились в ходунках. И, во-вторых, ходунки все-таки не обеспечивают достаточной устойчивости, а наличие колесиков и отсутствие страха травмироваться у ребенка могут приводить к печальным последствиям. Разгоняясь до скорости 8-9 км/ч (если есть где разогнаться), малыши могут получить более серьезные травмы, чем при естественном падении.
  • Стимуляция пойти раньше чем нужно. Объясним. Чтобы не получить достаточно серьезных проблем со спиной в возрасте 20-40 лет,  необходимо в младенчестве правильно и поступательно пройти все этапы развития костно-мышечной системы. На самом деле, чем позже ребенок начнет ходить, тем лучше (конечно, здесь идет речь о норме, и мы не имеем ввиду наличие каких-либо патологий), так как ребенок позже начинает получать вертикальные нагрузки на позвоночник, который в этом возрасте еще не имеет до конца сформированных естественных амортизирующих изгибов. Таким образом, вначале ребенок учится сидеть — укрепляются мышцы и связки, затем ползать — укрепляются мышцы и связки, затем потихоньху ходить с поддержкой — опять же укрепляются мышцы и связки. Т.е. к моменту, когда костно-мышечная система ГОТОВА принять вертикальные нагрузки, ребенок и начинает ходить, что в будущем минимизирует возникновение всяких радикулитов и прочих проблем со спиной. Использование прыгунков, ходунков и других подобных приспособлений стимулирует ребенка начать ходить раньше, «перепрыгивая» необходимый период естественного укрепления мышц и связок.  И, как следствие, довольные родители, что их малыш начал ходить раньше сверстников, но заложенные с детства потенциальные проблемы со спиной у ребенка в будущем.

Мы постарались достаточно подробно объяснить, почему детские ходунки приносят гораздо больше вреда, чем пользы. В принципе, польза у них только одна — ребенок «освобождает руки» матери, и с этой своей ролью они очень хорошо справляются. Конечно, нельзя говорить о полном и безоговорочном запрете ходунков. Если малыш будет находиться в них не более 15 минут, не более двух-трех раз в день, например, когда мама хочет выпить чая или сходить в туалет, то вреда они не принесут. Если злоупотреблять — будут проблемы.

Если у вас еще остались какие-то вопросы, вы можете записаться на прием к ортопеду здесь.

Всегда Ваш, «Детский доктор».

 

Предыдущая запись О гриппе и вакцинах — немного правды от врачей
Следующая запись Что мы диагностируем чаще всего